О «Теме верности в книгах Библии» говорили в центре «Сретение в Антонове»

В субботу, 21 декабря, в лекционном зале университетского храма Сретения Господня состоялась встреча с протоиереем Софийского собора Александром Ранне, председателем епархиального Отдела по религиозному образованию и катехизации, проректором Новгородского духовного училища. О. Александр прочитал лекцию «Тема верности в книгах Библии» и ответил на вопросы слушателей, сообщает Novgorod.ru.

Хотя поиски идеи справедливости как основы всякой культуры и человеческого общежития, отметил о. Александр, велись уже древнейшими цивилизациями – Месопотамией и Египтом, особую сосредоточенность на внутренней жизни человека и внимание к такому феномену, как взаимная симпатия между людьми, ранее всего мы видим в книгах Ветхого Завета, основой которого являются взаимоотношения Бога и избранного народа. Трогательный пример бескорыстной и верной дружбы встречается в истории Давида и Ионафана, сына Саула, которого Давид любил «как свою душу». Неслучайно полотно Рембрандта «Прощание Давида и Ионафана» (первое из его картин, попавших в Россию) было одним из самых любимых у Петра I. Большое внимание в лекции было уделено нравственно-этическому содержанию речений библейских пророков, подготовивших идейную почву для христианства. Исключительность древнееврейской культуры лектор увидел в том, что древнееврейская поэзия, главной темой которой был приход мессии, ушла от содержания мифа.

Иначе понимал дружбу основоположник софистики и этического релятивизма Протагор: друг – это «нужный» человек. Гениальный Платон, однако, настаивал на незаинтересованности как черте, обязательно присущей подлинной дружбе, подчеркнул о. Александр. Речь в лекции шла и о фильме режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», и о рассказе О.Генри «Дороги, которые мы выбираем". Как известно, фраза из него - «Боливар не выдержит двоих» - стала крылатой и явилась знамением времени, поощряющего эгоистический интерес, несовместимый с нравственностью и подлинной дружбой.